10 апреля 2018 г.

Запрет рекламы криптовалют: причины, цели, последствия

Запрет рекламы криптовалют в социальных сетях и поисковых системах. Причины ввода запрета, цели, влияние ограничений на криптовалютный рынок и его участников

В январе 2018 года Facebook ввел запрет на любую рекламу криптовалют, ICO и прочих проектов, имеющих отношение к большим финансовым рискам. С июня такой же запрет вводит и Google. Официальная версия: создание препятствий для мошеннических стартапов, выдающих себя за криптовалюты, но наравне с запретом рекламы допускается публикация обычных статей. Почему борьба с мошенниками происходит столь избирательно, кому выгоден этот запрет и как отреагирует на него рынок, читайте в обзоре.

Новая атака на криптовалюты: почему запрещают рекламу?

2018 год для криптовалют начался не очень удачно. За ошеломительным январским взлетом на криптовалютный рынок обрушилась серия неудач. Сначала были взломаны Coincheck и Binance, обновив рекорды по сумме украденных денег. Затем на рынок были выброшены более 30 тыс. ВТС и ВСН от обанкротившейся Mt.Gox. И теперь очередной удар ниже пояса - запрет рекламы криптовалют и ICO от социальных сетей и поисковых систем. Удивительны в этом решении несколько моментов:
  • Почему это решение было принято только спустя почти год с момента взрывного роста популярности криптовалют?
  • С чего бы у ведущих площадок интернета такое единодушие?
  • Кому выгодно такое решение?
Ответы на эти вопросы мы узнаем только со временем, но уже сейчас можно сделать некоторые выводы и построить гипотезы. О них вы и узнаете из этого обзора.

Борьба с ветряными мельницами или попытки получить контроль?

14 марта материнская компания Google, американская Alphabet Inc., сообщила, что с июня на платформе будет введен запрет на размещение любой рекламы, связанной с криптовалютами и первичным размещением токенов (ICO). Аналогичные действия предпримет и Twitter. Официальная причина - предотвращение распространения мошеннических схем, маскирующихся под криптовалюты. По данным Token Data, в 2017 году из 902 ICO-проектов 378 прекратили свое существование до или после привлечения денег. Также в судах уже рассматриваются первые коллективные иски против проектов Centra и Tezos.
За последние две недели многие компании столкнулись не только с блокировкой рекламы, но и с блоком всего аккаунта. Например, об ограничении доступа к Google Ads сообщил финансовый стартап Lamium, работающий с блокчейном. Без объяснения причин был полностью заблокирован канал на YouTube Bad Crypto Podcast. И количество подобных жалоб от компаний, имеющих прямое или косвенное отношение к криптовалютам растет с каждым днем.
Ранее еще две крупные сети пошли по такому же пути. 30 января появился релиз от Facebook, в котором сообщалось о том, что социальная сеть вводит новые правила размещения рекламы, в соответствии с которыми будет запрещена реклама любых финансовых услуг, которые ассоциируются с вводящей в заблуждение и обманной деятельностью. Под запрет попали не только криптовалюты и ICO, но и бинарные опционы. Странно, что в релизе речь не идет ни о Форексе, ни о букмекерских конторах, в отношении которых также часто возникают сомнения. Аналогичные ограничения вводит и Instagram.
На первый взгляд такое решение корпораций кажется нелогичным по нескольким причинам:
  • только за прошлый год Google на рекламе ICO заработал около 25 млн дол. США. И отказываться от такого дохода на пике популярности криптовалют добровольно казалось бы странным;
  • мотивация Facebook и Google понятна. Но в том же Facebook признали, что речь идет об агрессивных формулировках, вводящих людей в заблуждение. Например, «Нажмите здесь, чтобы узнать больше о нашей безрисковой криптовалюте» и т.д.
Запрет рекламы криптовалют: причины, цели, последствия
Резонный вопрос: зачем запрещать полностью всю рекламу финансовых услуг, если можно ограничить только ту информацию, которая вводит в заблуждение? Да и подобные формулировки, приведенные в скрине, можно встретить и в рекламе других видов услуг. Но их ведь не запрещают?
Частично свет на ситуацию проливает Google, который решение о запрете рекламы прокомментировал менее завуалированно. О том, что корпорация может последовать примеру Facebook, стало известно еще в начале марта, но тогда речь шла не столько о полном запрете, сколько об ужесточении правил ее размещения. И еще в 10-х числах месяца представители Google Adwords отрицали существование каких-либо запретов в отношении рекламы криптовалют. Присвоение рекламе статуса «ограниченной» (площадка оставляет за собой право регулировать, для какой аудитории допустима публикация рекламы) касалось всех отраслей, в том числе азартные игры, алкоголь и рецептура лекарственных препаратов.
Позже стало известно, что запрет Google таки будет полным, но более широким. Он коснется также бинарных опционов, CFD и других биржевых инструментов с высоким риском. И теперь самый главный момент: несмотря на запрет, их реклама будет возможна при условии сертификации регуляторами в отдельных странах. Правда, сертификация именно криптовалют не предполагается. Логично, учитывая, что многие страны еще не обозначили их правовой статус.
В Google не скрывают, что изменить свое решение вынуждены были под давлением американских, канадских регуляторов и ФБР, которые видят в рекламе криптовалют информацию, не соответствующую действительности. И здесь стоит провести параллель с недавним решением SEC в отношении лицензирования компаний, работающих с криптовалютами, как подпадающими под законодательство о ценных бумагах.

Корыстные мотивы Google и Facebook

Рынок на решение корпораций отреагировал сдержанно. Просадка общей капитализации составила около 15%, после чего рынок частично восстановился. Иными словами, реакцию рынка можно назвать относительно слабой в сравнении с предыдущими спадами января - марта.
Запрет рекламы криптовалют: причины, цели, последствия
Интересный момент: речь идет именно о запрете рекламы, но не о публикации постов. Так как нет критериев, по которым можно было бы оценить является ли текст рекламным. Иными словами, публикация поста, содержащего информацию о криптовалюте, не соответствующую действительности, не запрещается. Запрещается только лишь продвижение этого поста в качестве рекламы.
Facebook, который одним из первых ввел запрет, как раз в январе сменил алгоритмы ранжирования постов. Органический охват теперь составляет около 6% аудитории сети и со временем может снизиться до 2-3%, а за остальное продвижение бизнесу теперь придется платить больше. И нынешний запрет с возможностью прохождения сертификации рекламы выглядит как циничное желание заработать. Упрекать корпорации в этом желании не стоит, но зачем прикрывать истинные цели заботой о пользователях?
Больше всего от решения Facebook и Google пострадают новые проекты, планирующие ICO. Как показывает практика, на начальном этапе около 70% всего бюджета уходит именно на рекламу, так как от этого зависит, смогут ли организаторы собрать нужную сумму. Пока компании ищут другие каналы рекламы. Растет аудитория Telegram, куда уже перешла часть пользователей Facebook. Рассматриваются варианты создания рекламных площадок по типу сайтов, занимающихся мониторингом, где будут продвигать себя проекты в момент ICO. Возможно, что будут найдены пути обхода запрета, так как, например, Google блокирует рекламу по определенным ключевым запросам.
Запрет рекламы криптовалют: причины, цели, последствияВывод. 2018 год начался для криптовалютного рынка слишком динамично. Действия Google и Facebook наводят на мысль, что причина запретов отнюдь не в заботе о потенциальных клиентах. США - наиболее лояльная к криптовалютам страна, и тем бол ее непонятно подобное ужесточение мер.
Складывается впечатление (и это видно из слов представителей Google), что кто-то (и в частности регуляторы) хочет просто получить часть прибыли от криптовалютного рынка, а сами провайдеры рекламного рынка - заработать на продвижении наиболее популярных услуг. Ведь данное решение не сильно отразится на самих компаниях, которые найдут другие каналы для рекламы. И уж тем более не отразится на криптовалютах, на которые куда сильнее действуют другие фундаментальные факторы. От этого решения выиграют регуляторы, которые будут заниматься допуском рекламы, конечно же, на платной основе.
Запрет рекламы криптовалют: причины, цели, последствия
Оригинал статьи опубликован тут: https://ru.liteforex.com/blog/for-professionals/zapret-reklamy-kriptovalut-priciny-celi-posledstvia/

Еще больше полезных тематических статей и аналитических обзоров вы найдете в блоге трейдеров LiteForex: https://ru.liteforex.com/blog/

Комментариев нет:

Отправить комментарий